Цель проекта
Определить уровень доступности высшего профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также оценить осведомленность о существующих возможностях поступления в вузы и мотивацию потенциальных абитуриентов детей-инвалидов на получение высшего профессионального образования.
Задачи проекта
- Оценить уровень доступности вузов для людей с ОВЗ, определить сложности, препятствующие созданию доступной для людей с ОВЗ образовательной среды.
- Оценить информированность о существующих возможностях поступления в вузы, а также удовлетворенность абитуриентов и студентов-инвалидов доступностью высшего профессионального образования.
- Оценить методическую и психологическую готовность преподавательского состава к включению в учебный процесс студентов с ОВЗ, в том числе наличие разработанных специальных учебных планов, ведение работы по социальной адаптации студентов-инвалидов и т.п.
- Определить общие для большинства вузов сложности, встающие на пути решения проблемы по обеспечению доступности образовательного учреждения для людей с ОВЗ, а также выявить наиболее эффективные практики их устранения.
- Проанализировать факторы, влияющие на мотивацию получения высшего профессионального образования у детей-инвалидов и их опекунов, выявить основные причины отказа от получения образования, в том числе высшего профессионального.
Параметры исследования
- 20 экспертов.
- 8 федеральных округов РФ.
- 51 субъект РФ.
- 165 государственных вузов.
- 460 студентов-инвалидов.
- 450 родителей (опекунов) студентов-инвалидов.
- 18 абитуриентов-инвалидов.
Методология исследования
Среди использованного инструментария стоит выделить “включенное наблюдение” – уникальный исследовательский метод, в ходе которого при поступлении в вузы абитуриентов-инвалидов (18 человек) сопровождали исследователи. Данный метод позволил в режиме реального времени зафиксировать все проблемы, с которыми сталкиваются абитуриенты-инвалиды: от выбора вуза и специальности, получения ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации) в бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы) до подачи документов при поступлении.
Поддержка
- Комиссия при Президенте РФ по делам инвалидов.
- Министерство образования и науки РФ.
- Министерство здравоохранения РФ.
- Министерство культуры РФ.
Выводы и результаты исследования
Итоги исследования были презентованы на круглом столе в «Парламентской газете» 27.02.2017 г., на инициированном Минобрнауки РФ Межведомственном совещании по вопросам повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью 22.06.2017 г. (участвовало более 70 ректоров государственных вузов), на Форуме активных граждан “Сообщество” 26.09.2017 г.
Опираясь на сформулированные в исследовании выводы, АНО “НИЦ “Особое мнение” выдвинула ряд инициатив по изменению действующих нормативно-правовых актов, направленных на повышение доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. В частности:
- внесение поправок в п. 3 ст. 71 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что позволит уйти от ограничения для инвалидов «один вуз – одна специальность»;
- практика применения ряда приказов Минтруда, например, Приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Речь идет об отказе от практики указания в ИПРА конкретного вуза и/или специальности.
Кроме того, представляется целесообразным расширить функционал ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), дополнив его инженерно-технической и кадровой составляющей, а также внедрить единый стандарт раздела сайта вуза, посвященного обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
Данные предложения были направлены в Правительство РФ, Комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов, Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и другие профильные министерства и ведомства.
Также по итогам мониторинга был представлен интегральный рейтинг вузов по уровню доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Первое место занял Московский государственный гуманитарно-экономический университет, второе – МГТУ им. Н.Э. Баумана, а третье – Дагестанская государственная медицинская академия.
Практические изменения
Поправки в ч. 5 ст. 71 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отменяющие указание в ИПРА противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях, 1 мая 2017 г. были подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным и опубликованы.
Поправки в п. 3 ст. 71 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся отмены ограничения для инвалидов «один вуз – одна специальность», находятся на рассмотрении в Государственной Думе РФ.
Во время приемной кампании летом 2017 г. по инициативе члена Общественной палаты РФ, директора “Особого мнения” Екатерины Курбангалеевой была организована совместная “горячая линия” Общественной палаты РФ и Министерства образования и науки РФ, оказавшая помощь нескольким десяткам абитуриентов-инвалидов.
Скачать результаты Комплексного всероссийского мониторинга доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 №79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».