27 февраля в «Парламентской газете» Общественная палата РФ представила результаты всероссийского комплексного мониторинга доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проведенного исследовательским центром «Особое мнение» совместно с членами Общественной палаты РФ при поддержке Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ и Министерства здравоохранения РФ
В обсуждении итогов мониторинга приняли участие заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Любовь Николаевна Духанина, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Эдуард Владимирович Исаков, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Анатольевич Слепак, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО Виталий Владимирович Рубцов, эксперт ОНФ по делам инвалидов, научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Евгеньевич Лысенко и другие представители органов власти, экспертного сообщества, сферы образования, общественных организаций инвалидов и пр.
С основным докладом выступила Курбангалеева Екатерина Шамильевна, член Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан,
Мониторинг охватил 8 федеральных округов РФ, 51 субъект РФ, 169 вузов (75 вузов подведомственны Министерству образования и науки РФ, 48 – Министерству культуры РФ, 46 – Министерству здравоохранения РФ).
В ходе мониторинга были проведены:
- мониторинг официальных сайтов 165 вузов;
- анализ ответов 165 вузов на официальные запросы по формализованной анкете;
- соцопрос 460 студентов-инвалидов, обучающихся в указанных вузах;
- соцопрос 450 родителей/опекунов студентов-инвалидов;
- экспертные интервью.
В качестве уникального исследовательского метода организаторы проекта выделили «включенное наблюдение» при поступлении в вузы абитуриентов-инвалидов (18 человек), которых сопровождали исследователи. Данный метод позволил в режиме реального времени зафиксировать все проблемы, с которыми сталкиваются абитуриенты-инвалиды: от выбора вуза и специальности, получения ИПРА[1] в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) до подачи документов при поступлении.
Во вступительном слове Владимир Слепак отметил, что исследование подобного масштаба проводится членами Общественной палаты РФ впервые. Также было подчеркнуто, что помимо масштаба данного мониторинга его уникальность заключается в прежде отсутствовавшей комплексной оценке проблемы доступности высшего образования для лиц с ОВЗ со стороны представителей вузов, органов государственной власти, экспертов и, прежде всего, самих инвалидов.
По полученным данным, лишь каждый 33-й инвалид (3,07%) в возрасте до 30 лет становится студентом, в то время как среди их сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, студентом является каждый пятый. Инвалиды составляют всего 0,38% от всех студентов России, при этом существенная их часть (от 63% до 25% за 2010-2016 гг.) не заканчивает обучение по различным причинам, а работу на сегодняшний день имеют только 25% инвалидов.
Основные «узкие» места на пути инвалидов от поступления в вуз к трудоустройству исследователи поделили на 4 сферы: профориентация, поступление, обучение и трудоустройство.
В рамках профориентации вузы неактивно работают в среде инвалидов и лиц с ОВЗ. Основным и фактически единственным инструментом информирования абитуриентов-инвалидов являются официальные сайты учебных учреждений – их используют 66,9% вузов, принимавших участие в исследовании. При этом только 14% вузов указывают там список необходимых для поступления инвалидов документов, только треть вузов публикуют сведения о доступной среде (33%) и специальных средствах обучения инвалидов (31%), а версию для слабовидящих имеют 81% вузов. Исследователи выделили 14 критериев информационной полноты и доступности сайтов для инвалидов, но 6 лучших сайтов вузов соответствовали только 9 из них.
На этапе поступления значительными барьерами выступают:
- ограничения на получение определенных специальностей или вообще высшего образования, во многих случаях несправедливо, по мнению инвалидов, накладываемые на них органами МСЭ при выдаче ИПРА;
- указание в этом документе конкретных вузов и специальностей, которые может изучать инвалид;
- самое главное, право поступать по квоте только в один вуз на одну специальность (!), в то время как все остальные абитуриенты имеют возможность подавать документы в 5 вузов по 3 специальности в каждом.
Во время обучения во многих вузах инвалиды сталкиваются как с неразвитостью «доступной среды» (в более чем трети вузов (36%) она слабо развита либо вовсе отсутствует), так и с отсутствием или недостатком специальных технических образовательных средств (их имеют 48% вузов), специализированного персонала (тьюторы, тифлосурдопереводчики, медицинские работники, методисты и пр.), адаптированных учебных программ. В 54% вузов отсутствует медицинское сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ.
Наконец, получившие специальность инвалиды сталкиваются с различным подходом к себе как специалистам со стороны Минобрнауки, Минтруда и Минздрава, а в вопросе трудоустройства вынуждены полагаться преимущественно на себя: 34% выпускников-инвалидов находят работу самостоятельно, в то время как вуз помогает устроиться на работу 31%.
Опираясь на сформулированные в исследовании выводы, члены Общественной палаты РФ и исследовательский центр «Особое мнение» выступили с рядом инициатив по изменению действующих нормативно-правовых актов, направленных на повышение доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. В частности:
- внесение поправок в п.3 ст. 71 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что позволит уйти от ограничения для инвалидов «один вуз – одна специальность»;
- практика применения ряда приказов Минтруда, например, Приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Речь идет об отказе от практики указания в ИПРА конкретного вуза и/или специальности.
Кроме того, представляется целесообразным расширить функционал ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ), дополнив его инженерно-технической и кадровой составляющей, а также внедрить единый стандарт раздела сайта вуза, посвященного обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
Данные предложения будут направлены в Правительство РФ, Комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов, Министерство образования и науки РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ и другие профильные министерства и ведомства.
Также по итогам мониторинга был представлен интегральный рейтинг вузов по уровню доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Первое место занял Московский государственный гуманитарно-экономический университет, второе – МГТУ им. Н.Э. Баумана, а третье – Дагестанская государственная медицинская академия.
При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 №79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».